Сделать стартовой    Добавить в избранное
   
Logo Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
федеральное казенное учреждение
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
«ОХРАНА»
Навигация по сайту
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Архив новостей

Апрель 2024 (1)
Март 2024 (3)
Январь 2024 (2)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (2)
Август 2023 (1)

Главная » Навстречу 55-летию 
Навстречу 55-летию Версия для печати

 

 

 

 

 

Воспоминания бывшего начальника Управления вневедомственной охраны МВД СССР

генерал-лейтенанта милиции Андрея Михайловича Волкова.
Воспоминания приводятся с сокращениями и касаются, в основном, истории создания вневедомственной охраны.



В первые годы становления вневедомственной охраны многие руководители министерств и управлений внутренних дел неоднократно выступали с предложениями о передаче вневедомственной охраны в местные Советы или о возвращении ее предприятиям и организациям. Это и неудивительно. Охрана производила безрадостное впечатление своей отсталостью и неспособностью выполнять поставленные задачи. Она фактически состояла из одних сторожей - людей престарелого возраста
и инвалидов. Отделы охраны при органах милиции состояли, как правило, из трех-пяти сторожевых бригад во главе с бригадирами, двух-трех вольнонаемных инспекторов для проверки службы, инспектора по кадрам, оформлявшего сторожей на работу, бухгалтера и кассира. Возглавлял отдел начальник – офицер милиции (иногда был и заместитель начальника из лиц среднего начальствующего состава).
Подразделения охраны ютились в неприспособленных помещениях. Даже УВО МВД СССР не имело своего здания и размещалось в Москве, занимая небольшую часть дома, ранее принадлежащего известной помещице Салтычихе. Он был ветхим и запущенным, отсутствовали элементарные условия для работы.
Служба по охране объектов в основном осуществлялась сторожами на стационарных постах. Около каждого магазина, торговой палатки (группы палаток), склада, объекта коммунально-бытового обслуживания ночью дежурили сторожа, которых периодически проверяли бригадиры и инспекторы по службе. Не было ни сигнализации, ни транспорта
(не только автомашин, но и мотоциклов). Сторожам на постах выдавали для связи свистки, иногда их вооружали охотничьими ружьями.
Решениями правительства страны ежегодно устанавливались задания по сокращению численности охраны и расходов на ее содержание, причем в таких размерах, что практически принимаемая ежегодно от организаций и предприятий (в основном торговли) численность имевшейся у нее ведомственной охраны полностью сокращалась. По требованию правительства под вневедомственную охрану принимались все новые и новые объекты, а охранять их было некем.
Вместе с этим финансовое положение вневедомственной охраны ухудшалось, не хватало средств на аренду занимаемых помещений, выплату заработной платы. Например, в 1967 году в Российской Федерации в 28 (из 72 имевшихся) автономных республиках, краях и областях вневедомственная охрана была нерентабельной и содержалась частично за счет дотаций Управления охраны МВД РСФСР. Таким образом, вневедомственная охрана была в положении банкрота, как в деле охраны объектов, так и в финансовом отношении.
Исключительно остро встал вопрос о перестройке способов несения службы сторожами, о переходе от стационарных постов к обходным и даже патрулям на мотоциклах. Это, в свою очередь, вынудило изыскивать способы защиты магазинов, палаток и других объектов самыми простейшими средствами сигнализации, принимать меры по приобретению провода, фольги, производству простейших датчиков, звонков и сирен силами работников охраны. Для разработки технических средств сигнализации в 1962 году было создано Специальное конструкторское бюро (СКБ ЦНИИПО МООП РСФСР) с небольшой механической мастерской. Путем замены сторожей стали вводить в штаты подразделений охраны должности электромонтеров.
Силами мастерской, хотя и кустарно, было организовано производство небольших партий звонков громкого боя, сирен и других простейших приспособлений, вплоть до использования часов для фиксирования времени нахождения патрулей (с целью повышения их ответственности) на маршрутах по охране объектов.
В этот же период возникла мысль об использовании телефонных линий связи для передачи сигналов с охраняемых объектов непосредственно в отделы охраны. В 1966 году были созданы простейший пульт "Нева" на шаговых искателях – "дедушка" пультовой охраны, и прибор "Сигнал". С помощью этих устройств впервые в нашей стране, в Тушинском районе Москвы, был проведен эксперимент пультовой охраны: подключено примерно 15 магазинов, а функции группы захвата выполняли несколько сторожей.
Несмотря на проведенную модернизацию пульта "Нева" и организацию его промышленного производства на одном из заводов, в 1967 году подразделениям вневедомственной охраны было направлено всего 30 пультов. Характерно, что не только в Министерстве связи СССР, но и многие во вневедомственной охране не понимали значения работы по организации пультовой охраны. Приходилось применять командные методы и обязывать руководящих работников на местах заказывать пульты, оплачивать их стоимость, устанавливать в помещениях охраны и подключать к ним объекты. Чтобы развернуть такую работу, специально была установлена отчетность, регулярно подводились итоги, отмечались, поощрялись активные сотрудники и целые подразделения, которым выделялись дополнительно из имеющихся фондов денежные средства, автомобили, мотоциклы, радиостанции и т. п. Фактически УВО МВД СССР и руководители охраны взяли на себя всю ответственность за внедрение пультов.
Уже в 1968 году руководителям Управления вневедомственной охраны страны стало совершенно ясно, что успешно решить задачи надежной охраны объектов, последовательного сокращения численности охраны и расходов на ее содержание можно только путем всемерного внедрения современных средств сигнализации, и на этой основе
одновременно совершенствовать имеющиеся и развивать новые формы охраны.
В конце 60-х - начале 70-х годов приняты активные меры по созданию новых, более усовершенствованных, пультов охраны:
"Нева-60", "Нева-100", "Сирень", "Центр", "Сатурн", малых концентраторов, различных контактных датчиков, ультразвуковых приборов типа ДУЗ, ультрафиолетовых лучевых и пожарных датчиков и других средств сигнализации. Для организации такой работы были созданы технические отделы и отделения в составе Управления охраны МВД СССР, во всех республиканских, краевых и областных управлениях охраны, положительно решен вопрос о присвоении званий начальствующего состава милиции инженерам этих аппаратов.
Для размещения заказов на заводах по производству больших партий пультов, приборов и датчиков, для приобретения плановыми и внеплановыми путями проводов, различных материалов для монтажных работ по установке сигнализации силами работников охраны в структурах управлений и отделов охраны были специально организованы аппараты снабжения. Принятые меры позволили уже в 1970 году направить на места большое количество технических средств сигнализации и развернуть их установку на объектах. В подразделениях охраны из электромонтеров повсеместно создавались монтажные бригады под руководством техников и инженеров. Одновременно аналогичную работу стал проводить и трест противопожарной сигнализации Министерства приборостроения. Возникла потребность в создании специальных ПЦО с установкой большего количества пультов, в выделении для этих целей имеющихся и строительстве новых помещений. Указанные вопросы пришлось специально решать в Госпланах республик и правительстве страны.
В Госстрое СССР были согласованы строительные нормы и правила для помещений под пункты охраны. С Минсвязи СССР и в правительстве страны решен вопрос о выделении специальных помещений для щитов аппаратуры сигнализации во всех вновь строящихся АТС. Была развернута большая, активная работа, повлекшая дальнейшую структурную перестройку.
Организация ПЦО во всех республиканских, краевых, областных центрах и крупных городах показала крайнюю необходимость создания специальных нарядов милиции для реагирования на сигнал "Тревога". Поэтому руководством УВО МВД СССР была проведена большая работа по подготовке предложений в Госплан и правительство страны.
В результате подписано распоряжение, которое разрешало заменять сторожей милиционерами. Также положительно были решены вопросы о целевом выделении охране ежегодно автомобилей и мотоциклов, оборудовании их радиосвязью.
Фактически с этого периода началось бурное развитие вневедомственной охраны. Из года в год повсеместно строились помещения ПЦО, устанавливались пульты, оборудовались сигнализацией охраняемые помещения, при пунктах охраны создавались отделения и взводы милиции. В отдельных местах произошло объединение милиции в дивизионы и даже полки ночной милиции. Использование этих подразделений стало увязываться с патрульно-постовой службой городских и районных отделов милиции по специально разработанным планам единой дислокации. Сторожевая охрана активно заменялась и на наиболее крупных промышленных предприятиях. Объемы работ по охранной сигнализации быстро росли, ежегодно устанавливалось по 500 - 700 пультов, оборудовались аппаратурой сигнализации тысячи объектов. Вместе с этим возникли очень большие трудности в производстве пультов и других приборов на заводах страны. Заводы отказывались осваивать их, так как такая продукция являлась для них непрофильной, не планировалась Госпланом СССР, ресурсы на ее производство не выделялись.
Для решения этой проблемы УВО МВД СССР использовало существующее в то время положение, при котором Госпланами республик каждому заводу ежегодно утверждался план производства товаров широкого потребления. От выполнения этого плана зависела оценка работы каждого предприятия по итогам года.
Мы вынуждены были объявить, что приборы сигнализации относятся к ширпотребу, так как охраной они будут использоваться для защиты квартир граждан в качестве автономной сигнализации и для подключения на пульты. Таким образом, одновременно решалась и задача защиты объектов народного хозяйства. Вместе с этим было доложено в Совет Министров СССР от имени МВД страны, что в целях расширения услуг населению и изыскания для этого возможностей, без дополнительных затрат для государства, нами начала практиковаться охрана квартир граждан с помощью сигнализации и пультов. К 1978 году охрана квартир с помощью сигнализации и пультов приобрела большую популярность среди населения. На Пульты были подключены 72 тысячи квартир, поставлена задача ежегодно подключать по 60 тысяч квартир граждан.
Из года в год рос авторитет вневедомственной охраны. Она стала самой развитой в техническом отношении службой в системе МВД, с большой численностью милиции. Дальнейшее развитие пультовой охраны, самое широкое внедрение аппаратуры сигнализации в сочетании с милицией показали надежность такой охраны. Она оказалась значительно эффективнее, чем имевшаяся охрана милиции в банках, узлах связи и на других особо важных объектах с концентрацией больших средств и материальных ценностей. Это явилось основной причиной передачи всех банков в стране под охрану милиции в сочетании с современной сигнализацией в два-три и более рубежей защиты.
Вневедомственной охране стали поручать и другие сложные задачи, в частности организация охраны по периметру Олимпийской деревни во время проведения Олимпиады-80 в Москве. Работниками технической службы УВО МВД СССР была разработана специальная периметровая система, организована с применением рентгеновских установок служба досмотра на пропускном пункте этой деревни.

 

 

Воспоминания ветерана вневедомственной охраны, подполковника милиции в отставке Нинелии Николаевны Варежкиной.
С 1965 по 1991 годы Н. И. Варежкина была старшим инспектором-инженером  ГУВО МВД СССР. Нинелия Ивановна вспоминает
об истоках развития централизованной охраны.

 

Создание централизованной охраны объектов и квартир граждан сыграло поистине революционную роль в становлении всей службы охраны. Обеспечить надежную защиту территориально разбросанных объектов и при этом сокращать численность сторожевой охраны и вводить наряды милиции стало возможным только при широком использовании средств охранной сигнализации и пультов централизованного наблюдения (ПЦН), получающих информацию о состоянии объектов по линиям городских телефонных сетей (ГТС). Это в большей степени, чем другие факторы, способствовало превращению службы в самую многочисленную милицейскую и в то же время самую технически оснащенную службу органов внутренних дел.
Начальной стадией создания централизованной охраны в стране стало использование коммутаторов ручной телефонной связи, явившихся прообразом пультов централизованного наблюдения. В нерабочее время поступающий с объекта «вызов» воспринимался как сигнал тревоги, информация о котором срочно передавалась телефонисткой в органы милиции и дежурному подразделения охраны. Уже в 1966 году в городе Шуя Ивановской области подобным образом централизованно охранялось более 200 объектов народного хозяйства.
Для специалиста понятно, что для централизованной охраны объектов требовались большие усилия и затраты. Надо было каждый из охраняемых объектов оборудовать автономной охранной сигнализацией, для чего требовались денежные средства на приобретение необходимых датчиков, приборов, материалов и оплату монтажных работ, привлечение квалифицированных специалистов, которые к тому же должны быть ответственны и за надежную блокировку всех уязвимых для проникновения мест объекта, и за сохранение этих сведений в строжайшей тайне.
Производство приборов и датчиков охранной сигнализации в то время еще не было организовано в достаточных объемах, отсутствовало централизованное снабжение кабельной продукцией и другими монтажными материалами. Выполнение проектных, монтажных и наладочных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации было возложено постановлением Совета Министров СССР от 08.02.1965 г. на Всесоюзный проектно-монтажный трест противопожарной автоматики Госкомитета по приборостроению, средствам автоматизации и системам управления СССР.
Попытки организовать централизованную охрану объектов по линиям ГТС начали предприниматься только в 50-х годах, сразу же после создания службы охраны при органах милиции 29 октября 1952 года. Именно тогда стало возможным решать организационные и технические вопросы охраны объектов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, на государственном уровне: выходить для этого к руководителям предприятий связи, в вышестоящие хозяйственные, административные и партийные органы. Тогда же состоялось принятие ряда правительственных постановлений по совершенствованию службы охраны.
Если оснащение объектов автономной охранной сигнализацией позволило сократить численность охраны за счет организации обходных сторожевых маршрутов взамен стационарных постов, то создание централизованной охраны потребовало уже организации мобильных милицейских нарядов, способных не только своевременно прибыть к месту происшествия, но и задержать нарушителей. Указанные преобразования в службе способствовали повышению надежности охраны. Из года в год при сокращении общей численности охраны уменьшалось количество допущенных краж.
Технические решения при разработке ПЦН заимствовались, прежде всего, у связистов, поскольку использовались телефонные линии. Сигналы тревоги с объектов передавались простым размыканием или замыканием контактов приборов и датчиков охранной сигнализации, что не отличалось от параметров сигналов в телефонных линиях при работе аппаратуры связи.
Самая активная роль в создании ПЦН принадлежит подразделениям вневедомственной охраны. В разных городах страны по инициативе сотрудников охраны, действующих по принципу «кто во что горазд», на промышленных предприятиях, в мастерских учебных заведений и т.п. изготавливались и вводились в эксплуатацию самодельные пульты централизованного наблюдения. При этом использовались имеющиеся в наличии конструктивные и комплектующие изделия. Так родились пульты «ОС-ЮО» в Москве, «Онега-ЮО» в Ленинграде, «Минск» в Белоруссии, «Днепр-10» на Украине и др.
Уже в 1965 году в Советском Союзе использовалось до сотни таких систем. Их главным недостатком была необходимость соединения с телефонной станцией многопарным кабелем, в два раза превышающим емкость пульта, что и практически, и экономически является крайне невыгодным в условиях крупных городов.
Другим путем пошли в Латвии. В Риге был использован так называемый информаторный способ передачи сигналов с охраняемых объектов. Прибор-информатор «Скат», устанавливаемый на объекте, в случае нарушения автоматически, через городскую АТС, соединялся с центральным пультом охраны «Кальмар» и передавал свой индивидуальный кодовый номер. Самым существенным недостатком такой системы, как и в зарубежных информаторах, являлось отсутствие контроля состояния линии связи. То есть при умышленном повреждении этой линии сигнал тревоги на пульт пройти не мог.
Понятно, что Минсвязи СССР очень настороженно относилось к вторжению «чужих в свой монастырь», разрешив использование на линиях связи только такой аппаратуры, технические условия на которую должны быть согласованы с Главным управлением городских и сельских телефонных сетей. Практически было запрещено размещение персонала вневедомственной охраны в зданиях АТС, а также определен тариф за использование линий связи охраняемых объектов в их нерабочее время. Назрела необходимость в создании нового поколения ПЦН, отвечающих требованиям Минсвязи СССР и имеющих лучшие тактические характеристики. В составе службы охраны нужно было организовать технические подразделения, способные осуществить данную работу. С этой целью в1962 году в составе служб вневедомственной сторожевой охраны Москвы, и Ленинграда были созданы экспериментально-производственные лаборатории, а в составе Центрального научно-исследовательского института противопожарной обороны МВД РСФСР – специальное конструкторское бюро (СКБ) с опытным производством.
Пришедшие в эти подразделения из различных отраслей народного хозяйства страны специалисты практически с нуля с энтузиазмом принялись за создание датчиков и приборов охранной сигнализации, а также пультов централизованного наблюдения. А перед СКБ, кроме всего прочего, были поставлены задачи разработки единых тактико-технических требований к аппаратуре охранной сигнализации, согласования нормативных документов с другими министерствами и ведомствами, изыскания предприятий-изготовителей для аппаратуры охранной сигнализации и т.п.
Лидером в этой работе стала лаборатория УВО Ленинградской области, возглавляемая Строчковым Виталием Николаевичем. По роду своей работы он лучше других разбирался в особенностях использования техники в подразделениях охраны.

 

 

Кроме того, он сочетал в себе талант инженера-изобретателя и организаторские способности при внедрении задумок в производство. Строчков В.Н. был автором нового пульта «Нева-60», который стал родоначальником, так называемых дистанционных пультов, связанный с АТС одной телефонной парой проводов. За ним последовали «Нева-60М» (модернизация московской лаборатории, автор – начальник лаборатории Алексеев Михаил Александрович), «Нева-100», «Нева-10» и «Нева-10М» (автор – Строчков В.Н.), «Центр», «Центр-М» (СКБ ВНИИПО МВД СССР, начальник – Стрельников Геннадий Иванович).
В других регионах страны также не сидели, сложа руки. Так, например, в Челябинске, в политехническом институте, по заданию областного аппарата был разработан на стадии эскизного проекта пульт «Гермес». Однако в декабре 1965 года он был отклонен Управлением охраны Министерства как неперспективный. Но так как, в то время, все передовые подразделения охраны ощущали потребность в ПЦН, а серийное производство еще не было налажено, челябинцы с мнением Москвы не согласились и начали освоение производства пульта «Гермес» в городе Касли. Когда изделие было готово и переработано с учетом замечаний, высказанных в Москве, начальник УВД Челябинской области Мартынов Федор Кузьмич поддержал автора разработки Радкевича Игоря Анатольевича и заказчика от ОВО Шмидта Иосифа Иосифовича и добился пересмотра решения. Так началось серийное производство пульта «Центр-КМ».
К этому времени и в центральном аппарате охраны, и в подразделениях охраны на местах формировался высококвалифицированный инженерный коллектив, ежегодно проводились региональные совещания и учебные сборы инженерно-технических работников, много внимания уделялось распространению передового опыта.
Значительно возросли темпы развития централизованной охраны при появлении новой категории клиентов – под вневедомственную охрану широко стали приниматься квартиры граждан. Потребовалось принять энергичные меры по увеличению количества выпускаемых ПЦН, совершенствованию их тактических характеристик для работы с квартиросъемщиками, а также по автоматизации процесса приема-сдачи квартир под охрану. Для этих целей были разработаны автоматизированные системы «Сатурн» и «Комета-К».
Все новые технические решения, внедрение каждого типа ПЦН, их усовершенствование принимались только после глубокой проработки экономической эффективности.
Руководство вневедомственной охраны очень скрупулезно подходило к решению задач по развитию техники. Волков А.М. любил повторять: «Я не инженер, но считаю, что к применению техники нужно подходить по-хозяйски», и поэтому требовал глубоких экономических расчетов и обоснований. Например, сколько должно быть сокращено единиц сторожевой охраны при внедрении в эксплуатацию ПЦН емкостью 60 номеров и введения дополнительного оперативного и технического персонала по обслуживанию пульта, включая милицейские группы задержания? Рассчитывались сроки окупаемости от внедрения каждого нового типа пульта, строительства здания пункта централизованной охраны и т. п.
Ведущие специалисты СКБ, а затем НИЦ «Охрана» ВНИИПО МВД СССР создали множество различных по тактике применения систем централизованной охраны, работающих и по физическим линиям телефонной связи, и по занятым телефонным сетям, и по радиоканалам, делали попытки использования для этих целей радиотрансляционных сетей и распределительных линий электросетей. И, наконец, пришли к созданию автоматизированных систем с использованием передовой компьютерной техники.
А завершить свои воспоминания мне хотелось бы еще двумя эпизодами. Первый – в 1968 году после небезызвестной кражи из квартиры скрипача Давида Ойстраха в службе охраны началось активное подключение на ПЦН квартир граждан, в прессе поднялась широкая кампания по привлечению к охране личного имущества новых клиентов. На это время пришлась и подготовка к визиту в Москву президента США Ричарда Никсона. И для нас, работников службы, оказалась очень неожиданной просьба американской стороны приобрести лицензию на аппаратуру охранной сигнализации, осуществляющую охрану квартир и объектов в широком масштабе и относительно дешево. За рубежом в то время такой техники действительно не было. По многим причинам торг не состоялся, но, все же, этот факт действительно подтверждает приоритет нашей страны на тот период в организации современной службы охраны.
И второй случай – в конце 60-х годов мы часто изучали справки и протоколы технических совещаний предыдущих лет, связанные с внедрением технических средств в охрану. Среди предложений от работников нетехнических служб Управления вневедомственной охраны МВД СССР было такое: «рассмотреть возможность использования спутников Земли для организации охраны объектов в масштабах всей страны».