О стандартизации в области средств обнаружения проникновения

Модератор: Samyshkina

О стандартизации в области средств обнаружения проникновения

Сообщение avk » 16 авг 2011, 15:56

В связи с последними изменениями федерального законодательства о техническом регулировании, связанными с активизацией процесса вступления России в ВТО, возникает много вопросов о том, что будет с отечественным рынком охранной сигнализации, не захлестнет ли его волна дешевых некачественных датчиков, выпущенных неизвестными производителями по непонятным каким стандартам. Действует ли в России система стандартизации и оценки соответствия этого вида продукции? Сможем ли мы защитить потребителей от некачественных изделий и какая нормативная база для этого существует?

Прежде чем дать ответы на эти и другие вопросы, напомним, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О техническом регулировании" и п.5.4.11 Постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 функции национального органа по стандартизации в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (с 9 июня 2010 года краткое наименование – Росстандарт). В соответствии с Приказом этого агентства от 30 декабря 2005 г. № 1927 на базе ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России на постоянной основе функционирует Технический комитет по стандартизации "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты" (ТК 234), специалисты которого в рамках своей компетенции участвуют в разработке и экспертизе технических регламентов и документов в области стандартизации, как национального, так и международного уровней.

Почему из всей номенклатуры технических средств охранной сигнализации (ТСОС) наибольшее внимание уделяется вопросам стандартизации средств обнаружения?

Технические средства обнаружения незаконного проникновения в помещения, в хранилища ценностей, на закрытые территории (то есть охранные извещатели) являются важнейшей составляющей системы безопасности любого объекта, создаваемой с целью обеспечения противокриминальной защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

От качества этих извещателей во многом зависит надежность работы всей системы безопасности объекта и находящихся там людей. Ведь именно извещатели должны обнаружить того самого нарушителя или террориста, который собирается проникнуть на объект с целью совершения кражи, нападения, ограбления или теракта. Современные извещатели должны еще уметь отличать этого нарушителя от любых помех естественного, техногенного или антропогенного характера, а также от домашних животных (если их присутствие допустимо), а также уметь защитить самих себя от несанкционированного вмешательства и маскирования с целью саботажа.

Кроме выполнения своих прямых функциональных "обязанностей" охранные извещатели должны быть полностью совместимы с остальными компонентами системы безопасности объекта и сами по себе быть безопасными для окружающих.

Поэтому требования к охранным извещателям должны быть в обязательном порядке стандартизованы, более того – установлены на законодательном уровне и обеспечиваться соответствующими нормативными документами в области стандартизации, поскольку от этих средств обнаружения, от их качества напрямую зависит безопасность людей и их имущества.

Аббревиатура ГОСТ (государственный стандарт) досталась нам "в наследство" от советской системы стандартизации. А до этого времени в России были стандарты?

Прежде всего, следует понимать, что стандартизация – это очень широкое понятие. Подчас мы даже не задумываемся, что живем по стандарту. Достаточно взглянуть на часы. Они – все стандартные. И весы тоже, и линейки, и обувь, и одежда, и напряжение в розетке… Бывает, конечно, что вилка и розетка не совпадают, но это издержки так называемой "гармонизации" национальных стандартов с международными на пути вступления в ВТО. Со временем всё встанет на свои места.

А вообще, стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Хотя наиболее активное развитие методов стандартизации возникло в эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами.

Началом международной стандартизации обычно считают принятие в 1875 году представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые же упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры – кружала. Позднее Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные комиссии, которые осуществляли проверку качества экспортируемого Россией сырья. Можно сказать, что это были первые попытки государственной стандартизации и оценки соответствия продукции международным требованиям.

Тем не менее, началом развития государственной стандартизации в России принято считать подписанный в 1918 году декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "О введении Международной метрической системы мер и весов".

В современной России стандартизация это функция государства или других субъектов права?

В соответствии с 71-й статьей Конституции РФ стандарты относятся к вопросам ведения Российской Федерации.

До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов, регулировались законом РФ "О стандартизации". Стандарты носили обязательный характер, и несоблюдение их требований преследовалось по закону. В то время документы по стандартизации должны были соответствовать требованиям законодательства РФ.

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший цели и принципы стандартизации, состав участников работ, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами. Понятия "государственный стандарт" в России больше нет, хотя аббревиатура "ГОСТ" осталась (с добавкой "Р").

Историю принятия этого закона и предпосылки его появления обычно рассматривают в двух аспектах. Внутренний аспект – отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек. Внешний аспект – вступление России в ВТО и принятие Россией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашения по техническим барьерам в торговле - одно из 18 международных соглашений, приложенных к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле и составляющих основу ВТО). В качестве основных барьеров в Соглашении указаны расхождение между собой законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия. Поэтому Соглашением предусмотрены следующие основные меры:
- стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты – обязательный;
- национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным;
- в стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам.

11 января 2010 года вступили в силу очередные изменения в закон "О техническом регулировании", в результате которых:
- был расширен круг документов, которыми может быть принят технический регламент. Помимо международного договора или межправительственного соглашения, федерального закона, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ технический регламент может быть утвержден нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (то есть Министерством промышленности и торговли РФ);
- изложен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативно-правовым актом этого органа;
- установлено, что все документы в области стандартизации, используемые в России, подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
- расширены полномочия Правительства РФ по формированию нормативной базы технического регулирования. Установлено, что до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с ней процессов Правительством РФ в их отношении могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств – участников Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) или в документах Европейского союза. В этом случае за заявителем признается право выбора режима технического регулирования;
- перечень документов в области стандартизации дополнен международными стандартами, региональными стандартами и сводами правил, стандартами и сводами правил иностранных государств, зарегистрированными в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, а также заверенными переводами на русский язык этих стандартов и сводов правил, принятыми на учет национальным органом РФ по стандартизации;
- определены правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Для этих целей теперь наряду с национальными стандартами стало возможным использование международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств, при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде, а также заверенных переводов на русский язык указанных стандартов и сводов правил, принятых на соответствующий учет.

Какие международные стандарты есть в области средств обнаружения нарушителей, разрабатываются ли новые и соответствует ли их качество современному уровню развития охранной техники?

Говорят, история повторяется дважды...
Внедрение в нашу жизнь международных стандартов в области ТСОС (серии МЭК 60839) мы уже проходили около 20 лет назад. Тогда несколько стандартов МЭК, модернизированных (доработанных) нашими специалистами примерно на половину, получили в России статус государственных.

В этом году мы вновь столкнулись с необходимостью проведения целого ряда экспертиз проектов международных стандартов (серии МЭК 62642) на различные виды технических средств охранной сигнализации, предлагаемых для распространения на территории Российской Федерации. Большая часть представленных на экспертизу документов относилась к средствам обнаружения проникновения (извещателям систем охранной сигнализации).

К сожалению, те проекты, с которыми мы успели ознакомиться, оказались очень "сырыми" и местами даже технически неграмотными. Они получили отрицательное заключение с большим количеством замечаний и были возвращены для работы над ошибками.

Получается Альберт Эйнштейн был прав, говоря о том, что "международные законы существуют только в сборниках международных законов"?

Жизнь покажет. Хотя некоторые международные стандарты действительно используются отечественными производителями ТСОС (и довольно активно), например, стандарты менеджмента качества серии ISO 9000, основные из которых (принятые в России): ГОСТ Р ИСО 9000-2008 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", ГОСТ Р ИСО 9001-2008 "Системы менеджмента качества. Требования", ГОСТ Р ИСО 9004 2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности".

Кто в настоящее время занимается разработкой международных стандартов в области охранной сигнализации?

Основной международной организацией, занимающейся вопросами стандартизации средств охранной сигнализации, является International Electrotechnical Commission (IEC) – Международная Электротехническая Комиссия (МЭК), в составе которой действует Технический комитет "Alarm and electronic security systems" – "Системы безопасности и тревожной сигнализации" (ТК 79).

Вопросами, связанными со стандартизацией физических характеристик электротехнического и электронного оборудования, электрических, акустических и других измерений, тестированием и безопасностью электротехнического и электронного оборудования, занимается International Organization for Standardization (ISO) – международная организация стандартизации (ИСО).

Не стоит также забывать и о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ. Существует также Соглашение Правительств государств – членов ЕврАзЭС "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер".

При этом следует иметь в виду, что какие-либо международные и межгосударственные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Окончательное решение об их применении принимает национальный орган по стандартизации (в России – Росстандарт).

Применение в России международных и региональных стандартов, документов ЕЭК ООН, МГС СНГ, ЕврАзЭС, других международных и региональных организаций, а также национальных стандартов других стран возможно при условии их утверждения в установленном порядке в качестве национального стандарта, представляющего собой аутентичный текст соответствующего документа на русском языке (идентичный стандарт, IDT) или такой же текст, но с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей национальной экономики (модифицированный стандарт, MOD).

Должны ли документы в области стандартизации соответствовать федеральному законодательству?

По закону "О техническом регулировании" технические регламенты должны в первую очередь соответствовать интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и научно-технического развития, международным нормам и правилам, а стандарты – не противоречить требованиям соответствующих технических регламентов.

Тем не менее, как показывает практика, иногда это может привести не только к противоречию требований, но и к путанице понятий.

Простой пример. В недавно принятых технических регламентах о безопасности различных видов оборудования и стандартах можно встретить такие термины, как "товарный знак или торговая марка изготовителя", что в некоторой степени противоречит как требованиям к информации об изготовителе и товарах, изложенных в Законе РФ "О защите прав потребителей", так и к средствам индивидуализации, приведенным в четвертой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2008 года.

Изготовитель (поставщик) продукции, работающий в России, должен иметь официально зарегистрированное "фирменное наименование" (ст. 1473 ГК РФ) и может (при желании) иметь "коммерческое обозначение" своей организации (ст. 1538 ГК РФ). При этом официально зарегистрированный "товарный знак" (ст. 1477 ГК РФ) служит для индивидуализации товаров (одного или группы). И совсем не обязательно, что он принадлежит изготовителю. К примеру, целый ряд товарных знаков на средства обнаружения принадлежит ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России (разработчику этих средств) и используется различными производителями по договору (ст. 1489 ГК РФ), в соответствии с которым изготовитель обязуется обеспечить надлежащее качество изделий, маркируемых товарным знаком, а НИЦ "Охрана" осуществляет контроль соблюдения этого условия. Термин "торговая марка" не определен гражданским законодательством РФ как средство индивидуализации, поэтому его вовсе не следует применять в нормативных правовых документах, в том числе в области технического регулирования.

Каким стандартам должны соответствовать технические средства обнаружения, и планируется ли разработка новых стандартов в этой области?

Среди всей номенклатуры оборудования систем охранной сигнализации средства обнаружения (охранные извещатели) отличаются наибольшим разнообразием видов, число которых постоянно увеличивается. Многие из них уже стандартизованы, другим это процесс предстоит в ближайшее время. Для этого существует программа разработки национальных стандартов, ежегодно разрабатываемая и утверждаемая национальным органом по стандартизации Российской Федерации (Росстандартом).

Рассмотрим основные из них.

Классификация, общие технические требования и методы испытаний ТСОС, в том числе и средств обнаружения проникновения (охранных извещателей) приведены в ГОСТ Р 52435-2005 "Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний" .

Основные типы, параметры и размеры ТСОС установлены в ГОСТ 26342 84 "Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры".

Требования устойчивости ТСОС к воздействию внешних электромагнитных помех, нормы индустриальных помех, создаваемых при работе ТСОС и соответствующие им методы испытаний установлены в ГОСТ Р 50009-2000 "Совместимость технических средств охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации электромагнитная. Требования, нормы и методы испытаний на помехоустойчивость и индустриальные радиопомехи" .

Кроме этого радиоволновые и ультразвуковые доплеровские извещатели, обладающие, как известно, активным излучением энергии, должны соответствовать требованиям электромагнитной совместимости по ГОСТ Р 51317.3.2-2006 и ГОСТ Р 51317.3.3-2008.

Общая терминология на ТСОС определена ГОСТ Р 52435-2005 и ГОСТ Р 52551–2006 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения".

Общие требования безопасности ТСОС приведены в ГОСТ Р МЭК 60065-2005 "Аудио-, видео- и аналогичная электронная аппаратура. Требования безопасности".

Кроме того, в стандартах на конкретные виды извещателей нами устанавливаются дополнительные требования безопасности и защиты человека от возможных поражений, в том числе требования к материалам и комплектующим изделиям, которые должны соответствовать требованиям безопасности (ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей"), иметь срок служб (годности), превышающий установленный средний срок службы извещателей, соответствовать условиям эксплуатации извещателей и иметь документы, подтверждающих качество, срок службы (годности) и безопасность (сертификаты соответствия, декларации о соответствии, санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации, в зависимости от вида продукции).

Единые реестры сертификатов соответствия и деклараций о соответствии размещены на официальном сайте Росстандарта, а реестры санитарно-эпидемиологических заключений и свидетельств о государственной регистрации – на официальном сайте Роспотребнадзора.

К действующим в Российской Федерации стандартам на конкретные виды извещателей относятся:
- ГОСТ Р 50658-94 (ультразвуковые доплеровские для блокировки закрытых помещений);
- ГОСТ Р 50659-94 (радиоволновые доплеровские для блокировки закрытых помещений);
- ГОСТ Р 50777-95 (пассивные оптико-электронные инфракрасные для блокировки закрытых помещений и открытых площадок);
- ГОСТ Р 51186-98 (звуковые пассивные для блокировки остекленных конструкций в закрытых помещениях);
- ГОСТ Р 52650-2006 (комбинированные радиоволновые с пассивными инфракрасными для блокировки закрытых помещений);
- ГОСТ Р 52933-2008 (поверхностные емкостные для помещений)
- ГОСТ Р 53702-2009 (вибрационные для блокировки строительных конструкций и сейфов в помещениях);
- ГОСТ Р 52651-2006 (линейные радиоволновые для периметров).

В настоящее время в разработке находится национальный стандарт на извещатели охранные точечные магнитоконтактные, в котором будут установлены общие технические требования к таким извещателя и методы контроля выполнения этих требований, обеспечивающие конкурентоспособность, высокий уровень качества, надежности и безопасности данной продукции, взаимозаменяемость составных частей, техническую и информационную совместимость, метрологическое обеспечение и содействие соблюдению требований технических регламентов, принятых в Российской Федерации, учитывающие необходимые требования федерального законодательства, взаимосвязанных документов в области стандартизации, в том числе международного уровня.

Что касается гармонизации национальных стандартов с международными, то, например, в новом стандарте на вибрационные извещатели ГОСТ Р 53702-2009, который планируется ввести в действие в следующем году, доля взаимосвязанных с ним национальных стандартов, являющихся идентичными или модифицированными аналогами международных (МЭК, ИСО), или разработанными на их основе, составляет более 50%.

В настоящее время в России провозглашен добровольный принцип выполнения требований стандартов. К стандартам на средства обнаружения это тоже относится?

Не совсем. Как уже было отмечено, на этапе подготовки к вступлению России в ВТО законом "О техническом регулировании" были созданы условия, приближенные к тем, которые регулируют рынок западных стран, когда изготовитель обязательно должен следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Однако так называемая "добровольность" стандартов в этих странах имеет далеко не тот смысл, который обычно в России приписывают этому термину. В отечественной трактовке добровольность обычно эквивалентна произволу, когда можно по своему разумению или исходя из складывающейся обстановки использовать или не использовать стандарты.

В цивилизованном понимании "добровольность" интерпретируется как необходимость, и даже обязанность изготовителя или поставщика добровольно возлагать на себя ответственность за выполнение и даже превышение требований, изложенных в добровольных национальных или других стандартах на продукцию. Каждый участник цивилизованного рынка знает, что без выполнения требований действующих добровольных стандартов, разработанных, кстати, при непосредственном добровольном участии изготовителей и поставщиков этой продукции, невозможна не только успешная деятельность, но и само существование организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

В соответствии с действующим в настоящее время перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982, приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации подлежат обязательной сертификации.

В целях реализации указанного Постановления на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии опубликована информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования в рамках Системы сертификации ГОСТ Р.

В соответствии с этими документами, требования вышеуказанных национальных стандартов на соответствующие виды охранных извещателей, являются обязательными.

Кроме этого, средства обнаружения, применяемые на объектах, обслуживаемых подразделениями вневедомственной охраны, в том числе филиалами ФГУП «Охрана» МВД России, должны соответствовать более высоким (по сравнению со стандартами) Единым техническим требованиям к объектовым подсистемам ТСО, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны (утв. ДГЗИ МВД России 1 октября 2008 года).

(Журнал «ОХРАНА» МВД России, №5, октябрь 2010)
avk
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 16 авг 2011, 10:09
Откуда: г. Москва, ул. Пруд Ключики, д. 2, стр. 8
Организация: ФКУ НИЦ "Охрана" МВД России
Город: Москва

Вернуться в Программа национальной стандартизации

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron