О нас
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации является научным учреждением Росгвардии, выполняющим задачи по научно-техническому обеспечению войск национальной гвардии в сфере обеспечения безопасности объектов различных категорий (по вопросам связанным как с их техническим оснащением, так и с нормативно-правовым регулированием). Об истории образования научно-исследовательского центра, основных направлениях деятельности и перспективах дальнейшего развития рассказывает начальник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии полковник полиции Шипулин Андрей Владимирович.
27 августа 1962 года в соответствии с Приказом МВД РСФСР на базе Центрального научно-исследовательского института противопожарной обороны было организовано специальное конструкторское бюро (СКБ), которое стало предшественником НИЦ «Охрана». СКБ было наделено функциями разработки аппаратуры охранной сигнализации и других видов технических средств охраны с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и техники, изготовления и испытания опытных образцов, а также подготовки необходимой технической документации. При Центральном научно-исследовательском институте противопожарной обороны МВД СССР работала производственно-экспериментальная мастерская, на базе которой было организовано производство опытных образцов и небольших партий технических средств охраны.
Первое широкое признание разработок СКБ произошло в 1969 году на Международной выставке «Автоматизация-69» – коллектив СКБ был удостоен диплома выставки за представленные системы передачи извещений.
Сегодня в рядах Росгвардии НИЦ «Охрана» выполняет функции научной организации в сфере обеспечения безопасности, в части создания технических средств безопасности, предназначенных для использования в различных подразделениях Росгвардии, разрабатывает технические задания на создание новой техники, контролирует качество ее серийного производства и модернизации, выполняет прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), проводит обучение сотрудников (работников) войск национальной гвардии
по программам дополнительного профессионального образования.
Специалисты НИЦ Охрана» разработали приборы и системы, которые применяются на объектах самых разных категорий – от квартир граждан до критически важных объектов, от банкоматов до объектов культурного наследия.
Вклад НИЦ «Охрана» в дело обеспечения безопасности не ограничивается вопросами создания охранной техники. Центр занимает ведущее место в части информационного и методического обеспечения деятельности подразделений вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля.
Кроме того, сложность разрабатываемых технических средств и систем безопасности требует оперативного ознакомления с ними соответствующих специалистов, поэтому еще одним направлением
деятельности Центра является совершенствование процесса обучения путем внедрения прогрессивных форм повышения квалификации личного состава подразделений Росгвардии.
Специалисты Центра принимали участие в разработке и доработке нормативных правовых и технических актов в области обеспечения безопасности объектов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр, а также инфраструктуры города Сочи, проведении экспертиз проектной документации строящихся и вводимых в эксплуатацию олимпийских объектов на предмет их оборудования инженерно-техническими средствами охраны.
НИЦ «Охрана» – постоянный участник российских и международных специализированных выставок новейших достижений и перспективных разработок.
Для усиления роли технического прогресса в решении важнейших задач развития общества и страны, в том числе обеспечении безопасности государства, указом Президента Российской Федерации в Российской Федерации объявлено «Десятилетие науки и технологий».
С учетом этого, а также в связи с появлением новых видов угроз безопасности страны, динамичным развитием инновационных технологий, сегодня требуется новый подход к развитию технических средств безопасности и постулатам организации вневедомственной охраны.
Цифровая трансформация системы государственного управления, проводимая во всех федеральных органах власти, в первую очередь направлена на цифровизацию сервисов оказания государственных услуг и функций, оказываемых государственными структурами гражданам.
Помимо введения цифровых сервисов обеспечения повседневной деятельности (СЭП, СЭД, Витязь и тому подобного) для подразделений вневедомственной охраны, цифровая трансформация касается широкого спектра вопросов, таких как применение в охранной деятельности технологий искусственного интеллекта, раннего обнаружения, виртуальной
и дополненной реальностей, аудио- и видеоаналитики, переход на ситуационное прогнозирование, интеграция элементов технических средств обнаружения робототехнических комплексов и средств противодействия им в структуру современных систем обеспечения безопасности, расширение спектра услуг, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны, а также изменение в организационно-штатном построении.
В рамках проводимой цифровой трансформации в Росгвардии реализуется разработка и внедрение государственной информационной системы «Федеральная платформа по контролю за оборотом оружия и организации управления охранными услугами» (ФПКО), которая включает в себя два основных блока:
- Обеспечение взаимодействия сотрудников лицензионно-разрешительной работы с гражданами и организациями при оказании государственных услуг;
- Создание единого комплекса оказания охранных услуг и иных, связанных с этой деятельностью функций, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны гражданам и организациям.
Модуль ФПКО для вневедомственной охраны будет включать в себя единые:
- автоматизированное рабочее место (АРМ) дежурного пункта централизованной охраны (ПЦО), на которое будут подключены все имеющиеся на данный момент в эксплуатации системы централизованного наблюдения (СЦН);
- сервис хранения видеоинформации, полученной от видеорегистраторов (носимых, возимых);
- систему мониторинга служебного транспорта и сервис охраны транспортных средств юридических и физических лиц;
- систему личных кабинетов собственников охраняемых объектов и квартир, позволяющих упростить получение услуг и информации об оказываемых услугах.
Архитектура ФПКО строится на технологиях облачного сервиса и обработки больших массивов данных.
На данный момент осуществляется плановый перевод ФПКО с мощностей Росгвардии на сервисы Гостех.
В связи с необходимостью решения новых задач научного обеспечения подразделений Росгвардии в 2023 году в Центре были проведены организационно-штатные мероприятия, в результате которых созданы подразделения, предназначенные для проведения научных исследований в перспективных областях применения:
- беспилотных воздушных судов и робототехнических комплексов в деятельности по охране территорий (акваторий);
- аудиоаналитики для расширения функциональных возможностей тревожной сигнализации;
- алгоритмов машинного обучения и искусственных нейронных сетей в системах безопасности;
- интеллектуальной системы видеонаблюдения с функциями распознавания образов, идентификации, регистрации и отслеживания по биометрическим признакам (по лицу, силуэту, походке) граждан;
- программных средств автоматизации процессов обучения по программам дополнительного профессионального образования на базе Центра;
- систем обнаружения, отслеживания и сопровождения нарушителей на охраняемом объекте.
Для достижения поставленных перед Центром целей разработана «Дорожная карта развития федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на 2023-2030 годы» («Дорожная карта»), учитывающая предложения подразделений центрального аппарата Росгвардии и проблемные вопросы, поступившие от региональных подразделений вневедомственной охраны и требующие решения.
«Дорожная карта» включает в себя перспективные направления развития Центра и актуальные задачи, основными из которых являются:
- повышение защищенности охраняемых объектов, в том числе с применением инновационных и перспективных технологий;
- совершенствование нормативно-технической и методической базы в области обеспечения безопасности объектов;
- совершенствование кадрового и научно-технического потенциала;
- совершенствование образовательного потенциала;
- совершенствование взаимодействия в сфере науки и образования, а также повышение информационной открытости.
Хотелось бы подробнее остановиться на первом направлении, для достижения результатов которого предусматривается ряд мероприятий, в том числе внедрение в деятельность доверительных технологий искусственного интеллекта и стимулирование использования инновационных технологий в отраслях экономики и социальной сферы.
Совместно с различными производителями и интеграторами систем безопасности научными сотрудниками Центра проводятся работы по следующим перспективным направлениям:
- использование ситуационной аудио- и видеоаналитики, как одного из средств выявления тревожных событий на объектах;
- интеграция технических средств охраны (ТСО) и безопасности с системами видеонаблюдения на базе автоматизированных рабочих мест ПЦО, и, соответственно, возможность получения аудио- и видеоинформации с охраняемых объектов дежурными операторами (в случаях срабатывания традиционных ТСО, установленных на объектах), в том числе и возможность просмотра предзаписанных событий, происходящих за 10-20 секунд до формирования сигнала «Тревога»;
- совершенствование алгоритмов работы извещателей различного принципа действия для минимизации ложных сигналов «Тревога»;
- использование биометрии для постановки, снятия объектов и квартир с охраны;
- автоматизация проверки работоспособности тревожной сигнализации, использование для работы с клиентами «голосовых помощников»;
- внедрение в деятельность роботизированных комплексов и средств противодействия им;
- более широкое использование «экосистем безопасности», в том числе сотовых телефонов;
- использование в системах управления групп задержания подразделений вневедомственной охраны технологий оптимизации принятия решений;
- взаимообмен значимой информацией с субъектами обеспечения безопасности, использующими современные технологии («Безопасный город», «Безопасный регион», информационные базы данных силовых структур, в первую очередь, МВД России);
- разработка и применение технологий цифровых двойников объектов для определения уязвимостей и выработки наиболее оптимального вида и способа охраны объектов.
Развитие новых направлений не означает, что ранее проводимые Центром работы будут прекращены. Все, что проводилось ранее, будет продолжено, только с уклоном на разработку и практическое внедрение инноваций в охранной деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Однако необходимо понимать и учитывать, что в настоящий момент все обозначенные новые технологии в системах безопасности не имеют полноценной технической реализации (отсутствуют единые требования к данным системам), а также отсутствует нормативно-правовое регулирование их применения. Поэтому о новых системах пока приходится говорить только как о системах обеспечения «дополнительной безопасности» и невозможности их использования без «традиционных» систем обеспечения безопасности. Тем не менее, уже на данном этапе можно с уверенностью говорить об их перспективности и о том, что их использование внесет в системы безопасности элементы предупреждения и прогнозирования, и, возможно, в результате изменит подходы к организации охраны в целом.
Несомненно, использование новых технологий в системах безопасности потребует нестандартных подходов и решений, но также и дополнительных затрат.
Вместе с тем применение современных технологий в области обеспечения безопасности связано с большим количеством взаимосвязанных насущных проблем, к основным из которых относятся:
- отсутствие нормативно-правового и технического регулирования (в области терминологии, технических требований и методов испытаний, норм правоприменения);
- низкий технический уровень ряда имеющихся на рынке решений;
- отсутствие доверия специалистов в области охраны к техническим решениям, реализуемым с применением технологий искусственного интеллекта;
- высокая стоимость сторонней разработки и конечных решений в области искусственного интеллекта.
Необходимо отметить, что из всего обозначенного спектра имеющихся проблем урегулирование вопросов правомерности использования инновационных решений в деятельности подразделений вневедомственной охраны имеет наиболее важное и первостепенное значение.
Внесение изменений потребуется в различные нормы как федерального, так и иного уровня, в том числе ведомственного. При этом в вопросах ведомственного правового регулирования важное значение имеет формирование в 2023 году Единой технической политики в сфере вневедомственной охраны (ЕТП) (утверждена распоряжением Росгвардии от 7 июня 2023 г. №1/1107-р).
ЕТП является частью государственной научно-технической политики и направлена на реализацию единых подходов к созданию, промышленному освоению, организацию контроля за качеством, внедрением и эксплуатационным обслуживанием продукции (работ, услуг), поставляемой для подразделений вневедомственной охраны в целях осуществления охраны имущества и объектов по договорам, с использованием инновационных технологий, осуществляемо с помощью технических средств безопасности (комплексов систем централизованного наблюдения и ТСО, специализированного программного обеспечения и комплексов средств автоматизации) и инженерных средств физической защиты.
Целью реализации ЕТП является повышение противокриминальной защищенности охраняемых объектов и имущества, качества предоставляемых услуг и оптимизация затрат при организации охраны.
При этом основным направлением реализации ЕТП является разработка предложений по совершенствованию государственной политики и проведение мониторинга правоприменения в данной области, в том числе проведение работ в области национальной стандартизации.
Несомненно, с нашей точки зрения, утверждение ЕТП может послужить началом урегулирования имеющихся вопросов организации охранной деятельности в Российской Федерации в целом.
В рамках разработки ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии современных технических средств охраны предполагается создание и использование ТСО с новыми функциям, которые позволят изменить подход к их использованию и перейти от системы «пресечение и реагирование» – к системе «предупреждение и прогнозирование» противоправных действий. В результате сообщения будут формироваться не по факту преступных (противоправных) деяний, а заблаговременно, предупреждая о высоком уровне возможных противоправных действий.
При этом помимо проблем отсутствия правовой регламентации и несовершенства технических решений, основной является неготовность как разработчиков, так и пользователей «отойти» от традиционной схемы построения комплексов технических средств охраны и «допустить (включить)» в системы безопасности современные технологии. При этом насколько эффективно и быстро удастся это сделать и будет в конечном счете зависеть вектор развития технических средств безопасности.
Тем не менее, уже точно можно утверждать, что использование современных технологий, а также организация полноценного и оперативного обмена информацией между субъектами безопасности позволит повысить уровень взаимодействия и эффективность обеспечения государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина.