Федеральное казенное учреждениеФКУ "НИЦ "Охрана" РосгвардииФедеральная служба войск национальной гвардии российской федерации
111539, г. Москва,
ул. Реутовская, д. 12Б
+7 (499) 781-79-85
Добро пожаловать!О нас

О нас

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации является научным учреждением Росгвардии, выполняющим задачи по научно-техническому обеспечению войск национальной гвардии в сфере обеспечения безопасности объектов различных категорий (по вопросам связанным как с их техническим оснащением, так и с нормативно-правовым регулированием). Об истории образования научно-исследовательского центра, основных направлениях деятельности и перспективах дальнейшего развития рассказывает начальник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии полковник полиции Шипулин Андрей Владимирович.

Руководители учреждения от специального конструкторского бюро до научно-исследовательского центра

27 августа 1962 года в соответствии с Приказом МВД РСФСР на базе Центрального научно-исследовательского института противопожарной обороны было организовано специальное конструкторское бюро (СКБ), которое стало предшественником НИЦ «Охрана». СКБ было наделено функциями разработки аппаратуры охранной сигнализации и других видов технических средств охраны с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и техники, изготовления и испытания опытных образцов, а также подготовки необходимой технической документации. При Центральном научно-исследовательском институте противопожарной обороны МВД СССР работала производственно-экспериментальная мастерская, на базе которой было организовано производство опытных образцов и небольших партий технических средств охраны.

Первое широкое признание разработок СКБ произошло в 1969 году на Международной выставке «Автоматизация-69» – коллектив СКБ был удостоен диплома выставки за представленные системы передачи извещений.

Сегодня в рядах Росгвардии НИЦ «Охрана» выполняет функции научной организации в сфере обеспечения безопасности, в части создания технических средств безопасности, предназначенных для использования в различных подразделениях Росгвардии, разрабатывает технические задания на создание новой техники, контролирует качество ее серийного производства и модернизации, выполняет прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), проводит обучение сотрудников (работников) войск национальной гвардии
по программам дополнительного профессионального образования.

Специалисты НИЦ Охрана» разработали приборы и системы, которые применяются на объектах самых разных категорий – от квартир граждан до критически важных объектов, от банкоматов до объектов культурного наследия.

Вклад НИЦ «Охрана» в дело обеспечения безопасности не ограничивается вопросами создания охранной техники. Центр занимает ведущее место в части информационного и методического обеспечения деятельности подразделений вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля.

Кроме того, сложность разрабатываемых технических средств и систем безопасности требует оперативного ознакомления с ними соответствующих специалистов, поэтому еще одним направлением
деятельности Центра является совершенствование процесса обучения путем внедрения прогрессивных форм повышения квалификации личного состава подразделений Росгвардии.

Специалисты Центра принимали участие в разработке и доработке нормативных правовых и технических актов в области обеспечения безопасности объектов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр, а также инфраструктуры города Сочи, проведении экспертиз проектной документации строящихся и вводимых в эксплуатацию олимпийских объектов на предмет их оборудования инженерно-техническими средствами охраны.

НИЦ «Охрана» – постоянный участник российских и международных специализированных выставок новейших достижений и перспективных разработок.

Для усиления роли технического прогресса в решении важнейших задач развития общества и страны, в том числе обеспечении безопасности государства, указом Президента Российской Федерации в Российской Федерации объявлено «Десятилетие науки и технологий».

С учетом этого, а также в связи с появлением новых видов угроз безопасности страны, динамичным развитием инновационных технологий, сегодня требуется новый подход к развитию технических средств безопасности и постулатам организации вневедомственной охраны.

Цифровая трансформация системы государственного управления, проводимая во всех федеральных органах власти, в первую очередь направлена на цифровизацию сервисов оказания государственных услуг и функций, оказываемых государственными структурами гражданам.

Помимо введения цифровых сервисов обеспечения повседневной деятельности (СЭП, СЭД, Витязь и тому подобного) для подразделений вневедомственной охраны, цифровая трансформация касается широкого спектра вопросов, таких как применение в охранной деятельности технологий искусственного интеллекта, раннего обнаружения, виртуальной
и дополненной реальностей, аудио- и видеоаналитики, переход на ситуационное прогнозирование, интеграция элементов технических средств обнаружения робототехнических комплексов и средств противодействия им в структуру современных систем обеспечения безопасности, расширение спектра услуг, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны, а также изменение в организационно-штатном построении.

В рамках проводимой цифровой трансформации в Росгвардии реализуется разработка и внедрение государственной информационной системы «Федеральная платформа по контролю за оборотом оружия и организации управления охранными услугами» (ФПКО), которая включает в себя два основных блока:

  1. Обеспечение взаимодействия сотрудников лицензионно-разрешительной работы с гражданами и организациями при оказании государственных услуг;
  2. Создание единого комплекса оказания охранных услуг и иных, связанных с этой деятельностью функций, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны гражданам и организациям.

Модуль ФПКО для вневедомственной охраны будет включать в себя единые:

  • автоматизированное рабочее место (АРМ) дежурного пункта централизованной охраны (ПЦО), на которое будут подключены все имеющиеся на данный момент в эксплуатации системы централизованного наблюдения (СЦН);
  • сервис хранения видеоинформации, полученной от видеорегистраторов (носимых, возимых);
  • систему мониторинга служебного транспорта и сервис охраны транспортных средств юридических и физических лиц;
  • систему личных кабинетов собственников охраняемых объектов и квартир, позволяющих упростить получение услуг и информации об оказываемых услугах.

Архитектура ФПКО строится на технологиях облачного сервиса и обработки больших массивов данных.

На данный момент осуществляется плановый перевод ФПКО с мощностей Росгвардии на сервисы Гостех.

В связи с необходимостью решения новых задач научного обеспечения подразделений Росгвардии в 2023 году в Центре были проведены организационно-штатные мероприятия, в результате которых созданы подразделения, предназначенные для проведения научных исследований в перспективных областях применения:

  • беспилотных воздушных судов и робототехнических комплексов в деятельности по охране территорий (акваторий);
  • аудиоаналитики для расширения функциональных возможностей тревожной сигнализации;
  • алгоритмов машинного обучения и искусственных нейронных сетей в системах безопасности;
  • интеллектуальной системы видеонаблюдения с функциями распознавания образов, идентификации, регистрации и отслеживания по биометрическим признакам (по лицу, силуэту, походке) граждан;
  • программных средств автоматизации процессов обучения по программам дополнительного профессионального образования на базе Центра;
  • систем обнаружения, отслеживания и сопровождения нарушителей на охраняемом объекте.

Для достижения поставленных перед Центром целей разработана «Дорожная карта развития федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на 2023-2030 годы» («Дорожная карта»), учитывающая предложения подразделений центрального аппарата Росгвардии и проблемные вопросы, поступившие от региональных подразделений вневедомственной охраны и требующие решения.

«Дорожная карта» включает в себя перспективные направления развития Центра и актуальные задачи, основными из которых являются:

  • повышение защищенности охраняемых объектов, в том числе с применением инновационных и перспективных технологий;
  • совершенствование нормативно-технической и методической базы в области обеспечения безопасности объектов;
  • совершенствование кадрового и научно-технического потенциала;
  • совершенствование образовательного потенциала;
  • совершенствование взаимодействия в сфере науки и образования, а также повышение информационной открытости.

Хотелось бы подробнее остановиться на первом направлении, для достижения результатов которого предусматривается ряд мероприятий, в том числе внедрение в деятельность доверительных технологий искусственного интеллекта и стимулирование использования инновационных технологий в отраслях экономики и социальной сферы.

Совместно с различными производителями и интеграторами систем безопасности научными сотрудниками Центра проводятся работы по следующим перспективным направлениям:

  • использование ситуационной аудио- и видеоаналитики, как одного из средств выявления тревожных событий на объектах;
  • интеграция технических средств охраны (ТСО) и безопасности с системами видеонаблюдения на базе автоматизированных рабочих мест ПЦО, и, соответственно, возможность получения аудио- и видеоинформации с охраняемых объектов дежурными операторами (в случаях срабатывания традиционных ТСО, установленных на объектах), в том числе и возможность просмотра предзаписанных событий, происходящих за 10-20 секунд до формирования сигнала «Тревога»;
  • совершенствование алгоритмов работы извещателей различного принципа действия для минимизации ложных сигналов «Тревога»;
  • использование биометрии для постановки, снятия объектов и квартир с охраны;
  • автоматизация проверки работоспособности тревожной сигнализации, использование для работы с клиентами «голосовых помощников»;
  • внедрение в деятельность роботизированных комплексов и средств противодействия им;
  • более широкое использование «экосистем безопасности», в том числе сотовых телефонов;
  • использование в системах управления групп задержания подразделений вневедомственной охраны технологий оптимизации принятия решений;
  • взаимообмен значимой информацией с субъектами обеспечения безопасности, использующими современные технологии («Безопасный город», «Безопасный регион», информационные базы данных силовых структур, в первую очередь, МВД России);
  • разработка и применение технологий цифровых двойников объектов для определения уязвимостей и выработки наиболее оптимального вида и способа охраны объектов.

Развитие новых направлений не означает, что ранее проводимые Центром работы будут прекращены. Все, что проводилось ранее, будет продолжено, только с уклоном на разработку и практическое внедрение инноваций в охранной деятельности подразделений вневедомственной охраны.

Однако необходимо понимать и учитывать, что в настоящий момент все обозначенные новые технологии в системах безопасности не имеют полноценной технической реализации (отсутствуют единые требования к данным системам), а также отсутствует нормативно-правовое регулирование их применения. Поэтому о новых системах пока приходится говорить только как о системах обеспечения «дополнительной безопасности» и невозможности их использования без «традиционных» систем обеспечения безопасности. Тем не менее, уже на данном этапе можно с уверенностью говорить об их перспективности и о том, что их использование внесет в системы безопасности элементы предупреждения и прогнозирования, и, возможно, в результате изменит подходы к организации охраны в целом.

Несомненно, использование новых технологий в системах безопасности потребует нестандартных подходов и решений, но также и дополнительных затрат.

Вместе с тем применение современных технологий в области обеспечения безопасности связано с большим количеством взаимосвязанных насущных проблем, к основным из которых относятся:

  • отсутствие нормативно-правового и технического регулирования (в области терминологии, технических требований и методов испытаний, норм правоприменения);
  • низкий технический уровень ряда имеющихся на рынке решений;
  • отсутствие доверия специалистов в области охраны к техническим решениям, реализуемым с применением технологий искусственного интеллекта;
  • высокая стоимость сторонней разработки и конечных решений в области искусственного интеллекта.

Необходимо отметить, что из всего обозначенного спектра имеющихся проблем урегулирование вопросов правомерности использования инновационных решений в деятельности подразделений вневедомственной охраны имеет наиболее важное и первостепенное значение.

Внесение изменений потребуется в различные нормы как федерального, так и иного уровня, в том числе ведомственного. При этом в вопросах ведомственного правового регулирования важное значение имеет формирование в 2023 году Единой технической политики в сфере вневедомственной охраны (ЕТП) (утверждена распоряжением Росгвардии от 7 июня 2023 г. №1/1107-р).

ЕТП является частью государственной научно-технической политики и направлена на реализацию единых подходов к созданию, промышленному освоению, организацию контроля за качеством, внедрением и эксплуатационным обслуживанием продукции (работ, услуг), поставляемой для подразделений вневедомственной охраны в целях осуществления охраны имущества и объектов по договорам, с использованием инновационных технологий, осуществляемо с помощью технических средств безопасности (комплексов систем централизованного наблюдения и ТСО, специализированного программного обеспечения и комплексов средств автоматизации) и инженерных средств физической защиты.

Целью реализации ЕТП является повышение противокриминальной защищенности охраняемых объектов и имущества, качества предоставляемых услуг и оптимизация затрат при организации охраны.

При этом основным направлением реализации ЕТП является разработка предложений по совершенствованию государственной политики и проведение мониторинга правоприменения в данной области, в том числе проведение работ в области национальной стандартизации.

Несомненно, с нашей точки зрения, утверждение ЕТП может послужить началом урегулирования имеющихся вопросов организации охранной деятельности в Российской Федерации в целом.

В рамках разработки ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии современных технических средств охраны предполагается создание и использование ТСО с новыми функциям, которые позволят изменить подход к их использованию и перейти от системы «пресечение и реагирование» – к системе «предупреждение и прогнозирование» противоправных действий. В результате сообщения будут формироваться не по факту преступных (противоправных) деяний, а заблаговременно, предупреждая о высоком уровне возможных противоправных действий.

При этом помимо проблем отсутствия правовой регламентации и несовершенства технических решений, основной является неготовность как разработчиков, так и пользователей «отойти» от традиционной схемы построения комплексов технических средств охраны и «допустить (включить)» в системы безопасности современные технологии. При этом насколько эффективно и быстро удастся это сделать и будет в конечном счете зависеть вектор развития технических средств безопасности.

Тем не менее, уже точно можно утверждать, что использование современных технологий, а также организация полноценного и оперативного обмена информацией между субъектами безопасности позволит повысить уровень взаимодействия и эффективность обеспечения государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ

Официальный сайт

Правительство РФ

Официальный сайт

Совет Федерации

Федерального собрания РФ

Сервер органов

Государственной власти РФ

Совет Безопасности

Российской Федерации

Контроль-надзор

Российской Федерации

Министерство юстиции

Правовой портал

Уполномоченный по правам человека

Официальный сайт

Госключ

Подписывайте электронные документы